Профессиональное
педагогическое
сообщество

Как читать с детьми

Арина Дуванова:

Чтобы ребенок начал читать, нужно создать условия,  при которых  книга будет доставлять удовольствие. Заинтересованность со стороны ребенка и активное  участие взрослого – необходимые условия успешного чтения.

 

Как читать с младшими детьми (от 2 до 10 лет).

 

Приучайте с самого раннего возраста, что чтение – это способ получить удовольствие.  А для этого – пусть как можно чаще ребенок видит Вас читающими. К сожалению, современные технологии постепенно вытесняют бумажные книги и поощряют любителей чтения использовать электронные носители или читать онлайн. Однако, для ребенка лучше использовать чтение бумажных книг.
Мой 3-х летний приемный сын Ваня каждый вечер перед сном наблюдал меня с книгой в руках. Интересовался, о чем я читаю и интересно ли мне. Я на доступном для малыша языке открывала для него мир взрослых книг. Сын с умным видом стал приносить по вечерам детские книжки, и мы вместе «читали»: он свою книгу, я свою. Он именно так и говорил: «Я читаю книгу». А после у него появилась любимая книга, читать которую он просил меня перед сном. 
Вскоре чтение по вечерам с малышами стало для нас традицией.
Вечерняя сказка как нельзя лучше подходит для формирования у ребенка чувства безопасности: мама и папа рядом, все в порядке, могу спокойно ложиться спать. Ребенок расслабляется и, «подготовленный ко сну», идет в кроватку.

Если малыш (до 5 лет) не хочет слушать сказку, то лучше не настаивать. Книга не должна ассоциироваться с неприятными впечатлениями от «давящих» родителей. Любым давлением можно отбить навсегда желание читать. Дети из нашего детского сада отказывались слушать сказку, когда им хотелось побегать и поиграть, зато с огромным удовольствием погружались в мир книг после дневного сна. Ищите время, когда Ваш малыш будет восприимчивым к чтению.

Сказка для ребенка – это погружение в новый, неизведанный мир. Плохих сказок так же много, как и хороших. Поэтому будьте избирательны! Читайте разные сказки, ищите, что больше по душе Вашему малышу. Мне, например, нравятся сказки  Г.Х. Андерсена, сказки в стихах А.С. Пушкина,  Н.Н. Носова «Незнайка», произведения П.П. Бажова, выборочно русские народные сказки, сказки народов мира.

До 5 лет у детей, как правило, слабо развита волевая сфера, и им сложно более 15 минут сосредоточено слушать. Поэтому читайте выразительно, не торопясь, выделяйте голосом автора и героев. Замирайте, рычите, пищите, громко кричите – творите! Обязательно добавляйте для выразительности жесты. Это помогает обратить внимание ребенка на Вас. Понаблюдайте, как долго ребенок может внимательно слушать сказку – начал ерзать, смотреть по сторонам – заканчивайте чтение или укоротите сказку, не перегружайте сознание малыша. Если Вы уже почти закончили читать, то предложите дослушать сказку. Переключайте внимание ребенка вопросами о том, что Вы читаете: «А что же сейчас произошло с принцессой? Как ты думаешь, почему она так поступила? А чтобы на ее месте сделал ты?» и.т.д.

Выбирайте книги с красивыми иллюстрациями. Смотрите на книги, которые покупаете, глазами ребенка – спокойные тона, понятные герои. Рисунков  на одной странице не должно быть много, иначе сознание ребенка, цепляясь за детали, не сможет уловить сути. Из моего детства я помню книгу, к которой я боялась подходить. Художник изобразил такого страшного волка, что я прижималась к маме, боясь, что он прыгнет на меня.

Рассматривайте фотографии (настоящие фотографии) и придумывайте истории вместе с ребенком, используя в речи определения, описывающие происходящее на фотографии. Легче всего начать с фотографий животного мира или природы. Можно задавать ребенку наводящие вопросы: «Какое это животное? Какими качествами оно обладает? Давай придумаем про него интересную историю?» и.т.д. Потом усложняйте: используйте фотографии с сюжетом, с большим количеством деталей, с двумя-тремя персонажами.

Описание и придумывание историй помогает развить речь и фантазию ребенка, расширить словарный запас, почувствовать себя создателем сказки.

Почитайте с ребенком книгу детских стихов. Дополнительный интерес ребенка привлекут весёлые рифмы. Небольшой стих ребенок сможет легко запомнить наизусть после нескольких прочтений.

 

А вот как получилось увлечь книгой моих старших:

Совместное чтение книги:

У моих старших приемных детей (Лиза, 13-ти и Артем, 14-ти лет) были сложности с чтением книг. Один ребенок притворялся, что читает, а другой, из-за сильного отставания,  читал почти по слогам.

Своими силами они эти трудности преодолеть не могли. Надо было втянуть их в процесс, сделав его легким, коллективным и увлекательным…

Для этого мы всей семьей начали читать «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова. У каждого в руках было по экземпляру, чтобы они следили за текстом, когда читали взрослые. Определяли по желанию, кто будет читать за  автора, кто – за героя. Читали выразительно, эмоционально. Поскольку мы с мужем читали книгу раньше, то сложные эпизоды мы просто пересказывали. Дети привыкали не стесняться уточнять смысл незнакомых слов. После прочтения нескольких глав  смотрели фильм. Ребята комментировали  просмотр и искренне недоумевали, если в фильме не было эпизодов, которые стали любимыми. Ребята признались, что читать – гораздо интереснее, чем смотреть фильм. 
Лиза сказала: «Когда я читаю книгу, я сама в своей голове рисую целый мир, яркий, интересный. Фильм после этого кажется сухим и бесцветным, а актеры не всегда играют точно»
Так в первый раз дети получили удовольствие от чтения. Вся семья была «в теме», поэтому часто за столом во время ужина обсуждали хитросплетения сюжета, поведение героев, запомнившиеся моменты.

После Лиза, «войдя в возраст», заинтересовалась темой любви. Мне удалось направить ее интерес к книгам, чтобы удержать от практических экспериментов.  Первое, что я дала ей, были стихи о любви поэтов Золотого и Серебряного века: А.С. Пушкина, М.С. Лермонтова, И.Ф. Анненского, А.А. Ахматовой, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, выборочно С.А. Есенина. Заодно Лиза  с интересом изучила военную лирику и лирику Е.А. Евтушенко. Потом я предложила прочитать вместе «Последнюю поэму» Р. Тагора. Читали вслух, обсуждали. Поскольку произведение талантливое, то вызвало большой эмоциональный отклик.  Лиза побежала за подругами, и мы продолжили чтение вместе. Они завели тетради, в которые выписывали фразы из книги и особенно полюбившиеся стихотворения.

Я предлагала ей книги, помогающие понять  и разобраться в собственных чувствах, используя чужой опыт. На этой волне интереса к тонким человеческим чувствам были легко освоены и произведения школьной программы: «Вишневый сад», «Дама с собачкой» (А.П. Чехов), «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин), «Гранатовый браслет» (А.И.Куприн). Много размышлений вызвал старый зарубежный бестселлер «Анжелика» (А. и С. Голон). 
Теперь, зная, какие образы заложены у моей дочери, мне легче поднимать и обсуждать тему отношений с мальчиками и вопросы, возникающие в подростковом возрасте. В наших отношениях появилось больше доверия и искренности.

Благодаря совместному чтению у нас в семье стали появляться общие традиции и ритуалы. Когда мы с мужем пикируемся цитатами из любимых книг,  дети особенно радуются, когда понимают, из какого это произведения и какой смысл несет шутка. Радостно шутят в ответ.

 

Что делать, если ребенку неинтересно то, что он читает?

А какие у Вашего ребенка интересы и уровень подготовки?  Если книги, которые Вы даете ребенку, не интересны, то это может быть по двум причинам: Вы дали сложную книгу или у ребенка слабо развита волевая сфера. 
Можно начать с легких и интересных рассказов, постепенно усложняя материал. В рассказах для начала должно быть немного действующих лиц, их поступки должны быть логичны и понятны для ребенка.
Тем, кто постарше, советую рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина, они дают возможность ОТОЖДЕСТВИТЬСЯ с героем или ситуацией.  
Ребенку, который никогда не брал книжку в руки, не логично давать вашу любимую «Войну и мир»  Л.Н. Толстого. Он не оценит того, что видите в этой книге Вы. 
Потом, когда вы увидите, что он уже сам вошел во вкус, можно дать свободу выбора. Если он увлечен путешествиями, то рекомендую книги для совместного прочтения: – «Дети капитана Гранта» Ж.Г. Верна «Затерянный мир» А.К. Дойля. 
С Лизой мы начинали с легких юмористических рассказов А.П. Чехова. Читали, комментировали, обсуждали. После она самостоятельно с увлечением прочитала всю книгу и просила подобрать что- нибудь столь же занятное. Я предложила ей «Звездные дневники Иона Тихого» С. Лема, «Кысь» Т.Н. Толстой.

Я вдохновляю и увлекаю детей книгами, которые читаю сама.

Во время чтения я делюсь своими впечатлениями от прочитанного, читаю с выражением понравившиеся отрывки. Благодаря этому у старших детей появился список книг, которые они хотели бы прочесть в будущем.

  • Важно вместе с ребенком определить точное время для чтения. Например, час после обеда или перед сном. Так вы постепенно сможете создать у ребенка привычку читать каждый день.
  • Пусть чтение проходит в уютной для ребенка обстановке. Посадите его в удобное кресло с подушками, укройте пледом. Можно приготовить чай, зажечь свечу.

Будет здорово, если чтение из  нудной  необходимости превратится в праздник, в таинственный ритуал.

Дмитрий Морозов

«Для меня чтение – это способ прожить несколько жизней, опробовать разные пути, набрать лучшего материала для выстраивания Образа мира, соответствующего задачам самосовершенствования личности».
Всемирно известная писательница Урсула ЛеГуин высказала в недавнем интервью взгляды, которые совпали с нашими принципами педагогики:
«Дисциплинировать что-либо - в правильном понимании этого слова - означает не подавлять, а воспитывать: поощрять рост, и действие, и плодоношение, будь то персиковое дерево или человеческий разум. Я думаю, что огромное большинство американцев обучено обратному. Их выучили подавлять свое воображение, отказываться от него как от чего-то детского или женоподобного, нерентабельного и, возможно, грешного.
Они научились бояться воображения, но их никогда не учили его дисциплинировать. Впрочем, сомневаюсь, что воображение может быть подавлено. Если его с корнем вырвать у ребенка, из ребенка вырастет овощ. H о если воображение отвергать и презирать, оно одичает и ослабнет, деформируется. В лучшем случае человек с таким воображением станет просто эгоцентричным мечтателем, в худшем - будет принимать желаемое за действительное, а это весьма опасное занятие, если предаваться ему всерьез.
В чем же тогда польза воображения? Мне кажется, происходит ужасная вещь: трудолюбивый, честный, уважаемый гражданин, вполне взрослый и даже образованный человек боится драконов, страшится хоббитов и досмерти пугается фей. Это забавно, но в то же врем внушает страх. Что-то здесь не так. Я не знаю, что можно с этим поделать, кроме как постараться дать честный ответ на вопрос такого человека, хотя этот вопрос часто задается самым агрессивным и высокомерным тоном: "Какая польза от всего этого? Драконы, и хоббиты , и маленькие зеленые человечки - какой от них толк?" Самый правдивый ответ, к сожалению, этот человек даже не станет слушать. Просто не услышит. А самый правдивый ответ таков: "Польза в том, чтобы дать вам радость и наслаждение". "У меня на это нет времени", - отвечает он, заглатывая таблетку от язвы и торопясь на поле для гольфа. Тогда попробуем достаточно близкий к правдивому ответ. Скорее всего, он будет принят ненамного лучше, но звучит так: "Польза художественной литературы в том, что она помогает вам лучше понять ваш мир, ваших товарищей, ваши собственные чувства и собственную судьбу". Боюсь, он возразит: "В прошлом году я получил прибавку к зарплате, я в состоянии дать своей семье все самое лучшее, у нас два автомобиля и цветной телевизор последней модели. Я и так все понимаю в этом мире! " И он прав, неоспоримо прав - если это то, чего он хочет, и все, чего он хочет. Читая о препятствиях, которые преодолевает хоббит , чтобы бросить зловещее волшебное кольцо в жерло придуманного автором вулкана, вы приобретаете то, что имеет мало общего с вашим социальным статусом, или материальным благополучием, или доходами. Я убеждена, что зрелость - не перерастание, а рост; что взрослый - не умерший ребенок, а ребенок выживший. Я убеждена, что все лучшие способности взрослого человека существуют в ребенке и что если эти способности поощрять в юности, то они прекрасно и мудро проявляются во взрослом человеке, но, если их подавлять и отвергать в ребенке, они останавливаются и человек вырастает калекой.
И наконец, убеждена, что одна из наиболее человеческих и человечных способностей - сила воображения; так что наша приятная обязанность как библиотекарей, как учителей, или родителей, или писателей, или просто взрослых - поощрять эту способность к воображению в наших детях, поощрять ее расти свободно, расцветать вечнозеленым лавром, давая ей лучшую, самую лучшую и чистую пищу, какую она только может усвоить. И никогда, ни при каких обстоятельствах не подавлять ее, не насмехаться над ней, не намекать, что она присуща только детям, недостойна мужчины, не истинна.
Разумеется, фантазия истинна. Она не реальна, но истинна. Дети знают это. Взрослые тоже знают - и именно потому боятся фантазии. Они знают, что ее истинность противоречит и даже угрожает всему, что фальшиво, поддельно, что не приносит конкретной пользы в той жизни, в которую они дали себя втянуть. Они боятся драконов, потому что боятся свободы. Я убеждена, что мы должны доверять нашим детям. Hормальные дети не смешивают реальность и фантазию - они смешивают их в гораздо меньшей степени, чем мы, взрослые (как один великий фантаст показал в сказке " Hовое платье короля"). Дети прекрасно знают, что единороги не существуют, но они также знают, что книги о единорогах - если это хорошие книги - истинны. Слишком часто это больше, чем знают их мамы и папы, поскольку, отвергая свое детство, взрослые отрицают половину собственных знаний, и остается только печальный и бесплодный факт: "Единороги не существуют". И этот факт никого никуда не приведет (кроме как в истории, написанной другим великим фантастом, "Единорог в саду", где убежденность героя в нереальности единорогов приводит его прямо в сумасшедший дом). Именно с помощью таких фраз, как: "Жил-был дракон" или "Жил-был в норе под землей хоббит ", - с помощью таких прекрасных несуществующих фактов мы, фантастические человеческие существа, сможем прийти своим особым образом к истине».

Дмитрий Морозов
«С 4 лет я читал сыну и помогал понимать смысл следующих книг:

  • Сказки А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В. Гауфа
  • Стихи С.Я. Маршака,

Среди его любимых книг:

  • «Маугли» Р. Киплинга,
  • «Бэмби» Ф. Зальтен,
  • Н.Н. Носов «Незнайка»,
  • «Хоббит» - Д.Р. Толкиен,
  • «Путешествия Гулливера» (в адаптированном виде) Д. Свифта
  • «Робинзон Крузо» Д. Дефо.

Не советую читать многочисленные современные фэнтези для детей. Эти книги уводят в сторону от реальных законов, на которых строится жизнь человека и общества, а значит, дезориентируют развивающую личность. Берите книги, которые ближе к реальной жизни, к тем вызовам, с которыми предстоит столкнуться.


Книги, прочитанные Святославом самостоятельно с 8 лет:

  • С. Томсон – рассказы о животных,
  • М. Твен  «Приключения Тома Сойера»
  • К. Плешаков «Богатыри» - 2 тома – очень рекомендую найти!

В десятилетнем возрасте:

  • Учебники истории для 5 – 7 классов с моими комментариями
  • Учебники природоведения и биологии для 3 – 7 классов
  • «Три мушкетера» А. Дюма
  • Ж. Верн  «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», и т.д.
  • «Властелин Колец» Д.Р. Толкиен
  • «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг
  • Л. Воронкова «След огненной жизни» и т.д. -  на ее книгах я вырастил в сыне любовь и понимание истории.
  • Дж. Лондон «Белый Клык», «Зов предков»

В 12 лет Святослав прочитал, не отрываясь:

  • «Крестоносцы» - Г. Сенкевич
  • М. Семенова – «Валькирия» и весь цикл о викингах, «Волкодава» (только первую часть)
  • «Ведьмак» - А. Сапковский
  • «Затерянный мир» - А.К. Дойль.
  • «Понедельник начинается в субботу» и «Трудно быть богом» - Б. и А. Стругацкие
  • На краю Ойкумены – И.А. Ефремов

Cписок книг, которые прочитали с удовольствием мои старшие дети  13 – 14 лет

  • А.Н. Толстой – «Детство Никиты»
  • А. Грин – «Алые паруса»
  • Р.Л. Стивенсон – «Черная стрела», «Остров сокровищ»
  • «Белый отряд» А.К. Дойль
  • Дж. Лондон – «Смок Бейлю» - это серия повестей о дружбе, отваге, о том, как можно жить в постоянном преодолении своей слабости, и при этом искренне получать удовольствие от трудностей и свершений.
  • Р. Киплинг – «Ким» - о том, как мальчик преодолевает трудности и опасности, дружба, преданность Учителю,
  • Г. Уэллс – «Война миров»,
  • «Анжелика» и продолжение – А. и С. Голон (хорош для девочек, но требует комментариев мамы )
  • М. Стюарт «Полые холмы» и т.д.

В 11 классе:

  • «Трудно быть богом» и вообще Б. и А. Стругацкие.
  • «Лезвие бритвы» - И.А. Ефремов, после просмотра фильма «Александр Македонский» - «Таис Афинская».

Книги помогающие побороть в себе инстинкт неудачника и труса, гимн труду и риску, плюс ликбез по экономике капитализма: Д.Клавелл  «Сегун» и «Тай Пан» , потом просмотр сериалов (после, а не до!)

С моими комментариями с огромным удовольствием были прочитаны «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого.

 

Удалось настоять и втянуть в чтение таких необходимых по школьной программе книг, как  «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова. После книги полезно посмотреть кино – всем вместе и с обсуждением!

Для взрослых, приехавших в Китеж, начинать читать мировую литературу мы рекомендуем с романов «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, а также произведений И.А. Бунина, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина.

Если у Вас создалось впечатление, что все это Вы уже читали в школьные годы, то все равно, попробуйте перечитать. Скорее всего выяснится, что по молодости лет и отсутствию жизненного опыта Вы много чего упустили. Я перечитал «Войну и мир» в 45 лет и был потрясен мощью Толстого. Не знаю, что он был за человек, но отражать жизнь во всех ее противоречиях он умел как никто.

  • «Обитаемый остров» и «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких - для детей и юношества, но если раньше не читали, то рекомендую в любом возрасте. А уж потом
  • «Гадкие лебеди», «Пикник на обочине», «Град Обреченный» А. и Б. Стругацкие и другие.
  • М. Уилсон  «Брат мой – враг мой» и «Живи с молнией».
  • Г. Гессе «Игра в бисер», а,  впрочем, весь.
  • Г. Маркес «Сто лет одиночества».
  • Р. Роллан «Жизнь Рамакришны».
  • «Дваждырожденные» - это мое, но тоже неплохо.

Духовная литература в защитной окраске фантастики:

  • Р. Желязны «Князь света»,
  • Г. Олди «Мессия очищает диск», «Герой должен быть один».
  • Пять томов Ф. Герберта «Дюна».
  • К. Кастанеда (кроме первого тома – там он все больше о наркотиках для поднятия тиража).

О психологии:

  • книги Н.И. Козлова – легко и с юмором.

Для тех, у кого склонность к философии:

  • А. Маслоу, Э. Фромм, Л. Н. ГумилевИ А. Ефремов – «Час быка» и «Туманность Андромеды» - эти книги намного умнее, чем принято замечать.

По самопознанию лично мне многое помогли переосмыслить труды этнопсихолога А. Шевцова. Если разобраться в его необычной терминологии, то здорово, хоть и непривычно.
Если Вы вообще раньше не читали книг, связанных с духовностью, то все - равно не начинайте с «Анастасийских хроник» Мэгре или «Серфинга с трансзеландом». Не верю и книжкам, написанным нашими соотечественниками, под фамилиями «Рама», «Шарма» и т. д. Духовности больше в романах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого или житиях русских святых. Но если вы ищите «облегченно духовную» литературу, то почитайте Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Иллюзии» или П. Коэльо «Алхимик», но в больших дозах его не советую, а то вы можете так и остаться на этом уровне.
Поиск самого себя и смысла жизни рекомендую начинать с книг Н.И. Козлова – написано с юмором и по делу. О духовном не пишет, но учит видеть реальный мир и не обманывать себя. А это и есть первый шаг к высшему.
Книги Ф.А. Малявина - «Конфуций» и перевод жизнеописания даосского патриарха Ли Пэна.  По ЦиГун – книги мастера Чома (он  наш, русский, поэтому его опыт как бы более «съедобен»).
Лучше читать книги серьезные и требующие усилий. Зато они выводят на новый уровень осознания себя и мира. Среди них, на мой взгляд:
Д. Балашов «Бремя власти», «Русь Святая» и все остальные тома. Очень сложный язык, стилизованный под древнерусский, но если прорваться через словесные изыски, то это лучшее, что написано о нашей истории.


И кто бы ни писал о нашей истории, привкус истины и жизни по-прежнему у классиков:

  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • А.Н. Толстой «Хождение по мукам».

По современной истории:

  • А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»
  • А. Лебедь «Белое солнце пустыни» - книга даже лучше, чем фильм!

Просто настоящая литература:

  • Р. Уоррен «Вся королевская рать».
  • Д. Стейнбек «Зима тревоги нашей», «Консервный ряд» - совсем не духовно, но все про жизнь и гениально написано.
  • Т.Н. Толстая «Кысь»
  • В. Пелевин «Жизнь насекомых», «Поколение пепси»,и многое другое.

Еще раз оговорюсь, я перечислил далеко не все, да и перечисленное очень различается по качеству, но о вкусах не спорят.

По этой ссылке вы можете посмотреть Список рекомендованных книг с 1 по 11 класс.